Исполнитель : Ансамбль В. Мещерина Альбом : Easy USSR 2CD Стиль : ретро Год : 2001 Формат и качество : mp3, 192 kb/s Размер файла : 87.4 + 59.8 Mb …В течение тридцати лет, с 50-х по 80-е, музыка ансамбля ежедневно звучала на радио и ТВ в заставках, научно-популярных, образовательных программах, радиопостановках, мультфильмах и т. д., и т. п. Некоторые мещеринские треки известны без преувеличения каждому в этой стране… InterMedia, 17.11.00 ЛЁгкий набросок эпохи Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина возник при Музыкальной редакции Всесоюзного Радиовещания в 1957 году. Коллектив назвали экспериментальным. Мещерин (1923-1995) прошел всю войну, потом окончил историко-теоретический факультет Гнесинского института и работал в отделе музыки народов СССР на Всесоюзном Радио. Специалиста по народной музыке привлекали возможности редких этнических инструментов. Но как связать кантеле с флуером или дудук с кушнаем? Соединить их тембральные, акустические характеристики в новой форме, расширить звуковую палитру - чтобы реализовать этот смелый замысел, Вячеслав Мещерин с единомышленниками: инженерами и конструкторами - начали работу над новыми инструментами. Убедить солидных конструкторов акустической лаборатории в том, что все это всерьез, оказалось не так-то просто. Но энтузиазм Мещерина взял свое. Так в единственном экземпляре родились камертонное пианино, электронный гармониум, экводин-один. Их прообразами стали западные электрофортепиано и электроорган Hammond, обнаруженные Мещериным в Доме Звукозаписи. В 1958 году "в целях создания необходимых условий, обеспечивающих возможность осуществления экспериментальных работ по использованию электромузыкальных инструментов в радио- и телепередачах, а также магнитофонных записях" коллектив легализовали. Правда, за слишком бурную, по мнению начальства, инициативу, Мещерина чуть не уволили с работы и не отправили под суд - приказ "о возложении обязанностей художественного руководителя ансамбля" пришел задним числом, в последний день... "Такому оркестру, - уверял Мещерин, - все будет под силу: и развлекательная, и легкая музыка, и симфоническая, и классика". Критика в печати не заставила себя ждать - но Мещерин не был одинок: в разное время его поддерживали Шостакович и Кабалевский, Пахмутова и Лядова... Мещеринский ансамбль создавал и использовал собственно электронные (одноголосые и многоголосые) инструменты, ставил адаптеры на баяны, скрипки, гитары, арфу, фортепиано... Мещеринцы сами разработали ревербератор, которого не было в СССР. Сами расписывали партитуры. "Сами". Самое важное слово в истории мещеринского ансамбля. С ансамблем сотрудничали десятки музыкантов, среди которых - Марк Рубин (электроарфа), Карина Лисициан (клавиалина), Жанетта Мирзаханова (электроорган), Николай Степанов (гавайская гитара), Константин Ковальский и Лидия Кавина (терменвокс). Вокальные партии записывали и исполняли на концертах в разные годы солисты Большого Театра, Павел Лисициан и его дочери, Лев Миров и Марк Новицкий, Ольга Аросева, Вера Васильева, Владимир Трошин, Леонид Марков, Гелена Великанова, Лев Лещенко... Если создателя терменвокса Льва Термена Ленин приглашал в Кремль, то за Мещериным с Лубянки прислали машину. Без предупреждения и к испугу жены - оттепель оттепелью, а шутить в стране не любили. Выяснилось: есть особое поручение партии и правительства. Мещерин с помощью своих уникальных инструментов должен записать "Интернационал" для советского спутника. Поручение было выполнено. В 1961 году по мотивам эстонских песен ансамбль записал композицию "На колхозной птицеферме". Название явно не переводили с эстонского, но мультфильм "Ну, погоди!" про волка, попавшего в курятник, озвученный этим треком, до сих пор смотрят дети разных стран - вне зависимости от госприверженности коллективному хозяйствованию. ...Но усилия энтузиастов за железным занавесом оставались каплей в море по сравнению с развитием электромузыкальных инструментов на Западе. В 1964 году Мещерин добился создания специальной лаборатории при военном заводе радиоэлектронных приборов в Муроме и принял самое активное участие в работе над созданием первого серийного образца. В 1965 с конвейера сошел первый электроорган "Юность" - достойный конкурент немецкой "Йонике", чуть позже появилась одноголосая "Аэлита". С течением времени (а коллектив просуществовал до 1990 года, успев озвучить сотни (!) радио- и телепрограмм, спектаклей, фильмов, мультфильмов...) в репертуаре ансамбля сосуществовали Шуберт и Паулс, Скрябин и Пахмутова, "Воздушная кукуруза" Герхона и "Красная гвоздика" Островского... Парадоксально, что несмотря на все смены руководства ЦТ и ВР, ансамбль Мещерина никогда, даже при Лапине, о крутом нраве которого до сих пор ходят легенды, не терял благосклонного отношения телерадиоруководства. Годы борьбы за право электронной музыки на существование шли в зачет... ...Это было в другую эпоху, в другой стране. Но музыка - кардиограмма этой эпохи, скрупулезно запечатлевшая ее надежды и достижения, устремления и мечты - жива и сегодня и, мы надеемся, будет жить еще долго. Не случайно в пластинку вошли преимущественно легкие композиции. В этих диковинных звуках - портрет поколения мечтателей и упрямцев, первопроходцев и первооткрывателей. В то время, как западный еasy listening приспосабливался к рынку, советский рос в недрах Союза композиторов. Но он существовал, был весьма популярен (о чем свидетельствуют многочисленные источники) и ничуть не утратил своей актуальности сегодня, когда легкая музыка вернулась в Россию. АНСАМБЛЬ ЭМИ МЕЩЕРИНА. ИСТОРИЯ. КРАТКИЙ КУРС - 1921 – инженер-музыкант Лев Термен демонстрирует в Кремле Ленину первый в мире электромузыкальный инструмент - терменвокс. - 1927 – один из изобретателей терменвокса музыкант Константин Ковальский начинает выступать с концертами. - Выпускник училища Гнесиных Вячеслав Мещерин приходит в Отдел музыки народов СССР Всесоюзного Радио. Мещерин мечтает соединить тембральные характеристики редких этнических инструментов, использовав последние достижения науки и техники… - Мещерин убеждает конструктора Игоря Симонова и инженера Александра. Володина начать разработку электромузыкальных инструментов. В единственном экземпляре появляются камертонное пианино, гармониум, «В-7», «Экводин 10», получивший золотую медаль на выставке в Брюсселе; Мещерин ставит адаптеры на баян и скрипку, арфу и гитару. - 1956 – Мещерин обнаруживает во МХАТе ненужный там гармониум, находит где-то американский «Хаммонд», электроорган, электрогитары, собирает найденное в Дом Звукозаписи и с энтузиастами на общественных началах начинает репетировать по ночам и на рассвете. - 1957 – В студии Дома Звукозаписи осуществлена первая запись Ансамбля электромузыкальных инструментов. В Москве идет Фестиваль молодежи и студентов - с солисткой Ниной Дордой Ансамбль записывает песню «Фестивальные огни». - В прессе начинается критика необычного Ансамбля, особенно усердствуют фельетонисты: «Мещерин включит утюг – и из него зазвучит Первый концерт Чайковского…» В Ансамбле заводят отдельную папку «для критики». Папка растет как на дрожжах… - 1959 - По заказу партии и правительства Мещерин записывает мелодию «Интернационала», которую будет ретранслировать в космосе советский спутник. Заказ озвучивает офицер КГБ в зашторенном кабинете на Лубянке. - 1960 – впервые в СССР Ансамбль Мещерина записывает несколько композиций безмикрофонным способом через «пульт-смеситель» (микшерный пульт) и использует для создания искусственного эха самостоятельно собранный ревербератор. - Мещерин собирает самую большую в СССР коллекцию иностранных электромузыкальных инструментов. - Под впечатлением гастролей в СССР Имы Сумак (очень нравящейся генсеку ЦК КПСС Никите Хрущеву) Ким Кромский пишет для мещеринского Ансамбля «Фантазию на перуанские темы». Соло на терменвоксе Константина Ковальского имитирует голос загадочной перуанки. - 1961 – по мотивам эстонских народных мелодий Ансамбль записывает один из своих хитов - композицию «На колхозной птицеферме» - через десять лет ее увековечит серия мультэпопеи «Ну, погоди!». - Ансамбль начинает активно записываться в Доме Звукозаписи. Надпись «Ансамбль ЭМИ Мещерина» становится одной из самых частых в студийном графике. - 1961 –Ансамбль пишет «неземную» музыку для фильма «Малыш с Марса» и театрального спектакля «Небо зовет». Для мещеринского коллектива эти космические работы становятся первым из десятков. - 1961 – вскоре после полета Юрия Гагарина Мещерин знакомится с первым космонавтом. - Первый человек, побывавший в открытом космосе, Алексей Леонов заявляет: «Музыка электромузыкальных инструментов как нельзя более отвечает состоянию, которое я испытал в открытом космосе». Леонов и Мещерин становятся друзьями. - 1964 – Мещерин делает переработку японской народной песни «Последний год в школе». География этнопоиска, до этого, как правило, ограничивавшаяся СССР (в арсенале Ансамбля - мелодии от чукотских до армянских), решительно перешагивает границы… - 1964 – Мещерин добивается открытия на Муромском заводе радиоизмерительных приборов лаборатории по созданию образцов электромузыкальных инструментов. Каждые выходные он проводит, работая в Муроме… - 1965 – по инициативе Мещерина начинается серийный выпуск электромузыкальных инструментов. Первыми с конвейера сходят многоголосая «Юность» и одноголосая «Аэлита». - Ансамбль расширяет концертную деятельность – его название не сходит с афиш. - 1968 – Ансамбль записывает пьесу Георгия Свиридова «Музыкальный ящик». Мещеринцы к тому моменту сотрудничают уже более, чем с 40 авторами, среди которых Дмитрий Шостакович, Дмитрий Кабалевский, Арам Хачатурян, Александра Пахмутова, Людмила Лядова… - 1970-е-1980-е – easy становится желанным гостем на Байконуре. Ни один праздничный концерт, посвященный очередному запуску, не обходится без мещеринцев. Ансамбль встречают как старых друзей в Ленинске и в Звездном городке. - Редакции ЦТ и ВР получают новые и новые письма с просьбой «повторить концерт Ансамбля электромузыкальных инструментов». Музыка мещеринского коллектива постоянно звучит в теле- и радиопрограммах, документальных, художественных и мультипликационных фильмах… - Гастрольные маршруты Ансамбля пересекают всю «нашу с тобой географию». «Юность» чудом спасают из-под льда на Новой земле и защищают от палящего солнца в Афганистане. Сегодня мещеринцы играют в Праге, завтра – в Пхеньяне. - Ансамбль Мещерина перерабатывает и включает в репертуар многие популярные западные мелодии, среди них - «Воздушная кукуруза» (Герхан) и «Эль Бимбо» (Морган). За железным занавесом кипит музыкальная жизнь… - 1990 – чтобы издать весь материал мещеринцев, собранный более, чем за 30 лет, в архивах Государственного Дома Звукозаписи, понадобилось бы выпустить 60 компакт-дисков. - Конец ХХ века – музыка easy приходит в Россию. ВТОРОЙ ТОМ МЕЩЕРИНА. 70-Е И 80-Е. Год назад на ЛЕГКИХ вышел первый альбом Ансамбля электромузыкальных инструментов под управлением В. Мещерина. "Easy USSR". Тогда сборник формировался просто по интересным названиям: "В архиве "Гостелерадиофонда" такая система, - рассказывает Олег НЕСТЕРОВ, - сначала ты оказываешься в картотеке, где на карточках есть только год, название произведения и композитор. По этим формулярам нужно оформлять заявку, по которой в течение нескольких дней тебе подбирают нужные треки и только после этого пускают в хранилище. В первый раз мы руководствовались только интуицией, выискивая необычные и веселые названия". В этом году работа велась совсем по-иному. На этот раз была возможность более серьезно подойти к отбору музыкального материала. Сборник "Easy USSR, part II" отбирали не по названиям, а по музыке. Можно сказать, что сегодня главные специалисты по творчеству Мещерина в нашей стране теперь находятся на ЛЕГКИХ. Всю зиму представители лейбла "шерстили" архивы, переслушав абсолютно все композиции ансамбля электромузыкальных инструментов п/у Мещерина. По словам Олега НЕСТЕРОВА, отбор был, как в институт МГИМО: "Мы прослушали около 700 композиций, из них в сборник вошло меньше 20". В первом сборнике на ЛЕГКИХ старались подобрать ранние произведения с общим звучанием 60х: польки, юморески, руководствуясь прошлогодними вкусами на 60-е. За год музыкальные тенденции несколько изменились. "Вообще, все сейчас пронизано - и мода, и музыка, тоской по тем временам, а самое острие сейчас стоит на грани конца 70-х - начала 80-х – "Олимпиада-80" и так далее. Когда-то этим всем насладились и насытились, успели полюбить и возненавидеть. А теперь Мещерин вновь открывает дверь в комнату, в которую не заходили лет 20-25, в который раз превращая "гадкого утенка" в "белого лебедя". Список песен : CD 1 : 01. По дороге в школу (музыка: К. Кромский) 02. Юмореска (музыка: Б. Тобис) 03. Танцуем шейк (музыка: Е. Макаров) 04. На даче (музыка: Р. Бойко) 05. Царевна-лягушка (музыка: Б. Кравченко (из сюиты "Картинки из русских сказок")) 06. Как заяц лису перехитрил (музыка: Б. Кравченко (из сюиты "Картинки из русских сказок")) 07. Куба, моя куба (музыка: Р. Паулс) 08. Последний год в школе (музыка: В. Мещерин (по мотивам японской народной песни)) 09. Эль Бимбо (музыка: К. Морган) 10. Танец эфиопского шута (музыка: А. Хачатурян (из 1-го действия балета "Спартак")) 11. Танец пингвинов (музыка: А. Холминов) 12. На колхозной птицеферме (музыка: (Музыкальная шутка на основе эстонской народной песни)) 13. На пляже (музыка: М. Ванян) 14. Танцующие гномы (музыка: Н. Кузнецов) 15. На берегу лазурного залива (музыка: В. Гридин (гавайская гитара - Н. Степанов)) 16. Когда на улице мороз (музыка: В. Хвойницкий, У. Лапсинь) 17. Лягушки (музыка: Л. Лядова) 18. Ночная мелодия (музыка: Э. Ингебарга) 19. Галоп №2 (музыка: Д. Кабалевский (из сюиты "Комедианты")) 20. Фантазии на перуанские темы (музыка: К. Кромской (соло на терменвоксе - К. Ковальский)) 21. Музыкальный ящик (музыка: Г. Свиридов) 22. Воздушная кукуруза (музыка: Е. Герхан) CD 2 : 1 Фарфоровая статуэтка 3:46 2 Сибирская мелодия 3:32 3 Вологодские кружева 2:52 4 Лютня 3:14 5 Медвежонок 2:12 6 Упрямый робот 3:19 7 Погожий день 3:10 8 Прялка 3:22 9 Ойе ухажёр 2:10 10 Задумчивый танец 3:46. 11 Цветы 3:19 12 Навязчивый мотив 3:00 13 Вечерняя босса-нова 3:35 13 Вечерняя босса-нова 3:35. 14 Мансарда 3:16 15 После дождя 3:08 Пароль : nnm.ru скачать CD 1 скачать CD 2 Зеркало : скачать CD 1 скачать CD 2 скачать CD 1 скачать CD 2 by helgert |